среда, 27 июля 2016 г.

Документальное кино на ОМКФ 2016

Конкурс документальных фильмов - новое направление в программе ОМКФ. В 2016 году было представлено шесть фильмов. Кроме этого у слушателей летней киношколы была возможность побывать на мастер-классе  
знаменитой Марины Разбежкиной, режиссёра-документалиста и сценариста. 
С 2009 Марина Александровна ежегодно проводит творческий конкурс документальных работ "Охота за реальностью". Победители получают право на бесплатное обучение в "Школе документального кино и театра" Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. 
На выступлении перед слушателями Летней киношколы ОМКФ Марина Александровна поделилась мыслями о документальном кино. Ниже привожу основные тезисы её выступления.  
hover_share
Разбежкина считает, что документальные фильмы актуальны и своевременны всегда. Она опечалена, что не было документального кино когда были декабристы, потому что всё, что известно о них, это абсолютная мифология. И все наши знания об этих людях из романтических кинокартин. 
Ученица Разбежкиной, Маша Павлова, сняла фильм "Дорогой дядя Вова" о почти декабристах нашего времени: о судьбе парня попавшего с Болотной в тюрьму, и дальше Маша снимала, что происходило с его юной женой. 
Внимание к документальному кино обострено сейчас во всем мире, потому что СМИ и телевидение становятся агрессивно нереальными. А людям очень хочется получить представление о том, что происходит в реальности, вот этим источником стало настоящее документальное кино
Настоящий режиссёр-документалист понимает, что реальность не лежит в единой плоскости, а состоит из множества плоскостей и нужно дать зрителю до конца понять, что происходит с тем или иным человеком или событием.
И если режиссёра-документалиста спрашивают: А Вы правдиво и объективно снимали? отвечайте: Нет. Никогда не бывает никакой объективной правды во второй реальности (то, что снимается на камеру и есть вторая реальность). Объективность бывает только в первой реальности, а кинематографисты отражают её как могут. И вообще, каждый из нас видит свою собственную реальность.
Студенты-документалисты снимают всё в одиночку. Это абсолютно авторское кино в полном смысле слова. Камера не отдельно от тела, а полностью сливается с телом снимающего. И нужно быть на одной волне с героями ленты, полностью ощущать все их чувства: дискомфорт, одиночество, страх, радость, нетерпение - это поможет сделать чувственное кино.  
Марина Разбежкина не мучает своих студентов примерами из работ классиков-документалистов, более того, она даже не показывает им свои фильмы. Потому что это очень страшно, если студенты будут похожи на педагога. Молодые люди должны выстраивать свои отношения с временем, а не копировать те отношения, которые до них выстроил в другом времени кто-то другой. 
В "Школе документального кино и театра" Марины Разбежкиной и Михаила Угарова есть предмет, которого нет ни в одном из ВУЗов мира - Конструирование реальности - это разговор о том, как каждый человек конструирует свою собственную реальность. Ведёт этот предмет крупный учёный, Светлана Борисовна Адоньева. 
Настоящих героев документальных фильмов можно увидеть и в совсем, на первый взгляд, незаметных людях. В настоящее время всё больше и больше людей готовы рассказывать о своих любых и даже самых интимных сюжетах жизни. 21 век изменил представление о закрытости и открытости, он буквально распахнул людей и буквально все готовы встать перед камерой. 
Невероятно потрясающее ощущение, что документальное кино может продлить, практически навечно, жизнь людей попавших в кадр фильма. 

Фильм-участник документальной конкурсной программы "Олег и редкие виды искусства"
Благодаря испанскому режиссёру-документалисту  Андресу Дуке навечно запечатлён Олег Каравайчук - гениальный композитор и пианист, писавший музыку для фильмов Параджанова и Муратовой. 
Андреасу было непросто работать с Каравайчуком: не должно было быть никакого расписания, главное придумать какую-то игру, которая могла бы увлечь уже 89летнего, но вечно юного Олега Каравайчука. Андреас всё время показывал, как он воодушевлён всем, что делал Каравайчук, чтобы вселить в него уверенность. Фильм "Олег и редкие виды искусства" не о биографии или фактах из жизни Каравайчука, это фильм о его чувственности. 
Сложнее всего было убедить Каравайчука провести съёмки в двух самых сокровенных для него местах, Эрмитаже и его доме в Комарово.
Впервые фильм был показан в Испании и создатели фильма пригласили Олега Николаевича на премьеру. Именно тогда Каравайчук и увидел фильм впервые. От улыбался и смеялся в течении всего фильма. И он оценил тот факт, что Андреас показал его немного разбалованным и любящим себя. Каравайчук назвал этот фильм очень хрупким и кротким. 

Показ на ОМКФ документально-игрового фильма Александра Сокурова "Франкофония" вызвал противоречивые отзывы в соцсетях, некоторые писали о том, что заснули посреди просмотра, кто-то утверждал, что это чистое искусство. Мне же было интересно, так как этот момент истории Второй Мировой, сохранение шедевров мирового искусства, мало освещается и обсуждается. Хотя, будучи в Чехии, я видела один из средневековых замков с великолепной библиотекой, полотнами известных мастеров и огромными гобеленами эпохи Возрождения - все эти шедевры усиленно охранялись немецкими войсками и не вывозились в Германию. 
Для меня "Франкофония" стала логическим продолжением киноработы Сокурова "Русский ковчег", в которой, во время путешествий по залам Эрмитажа, раскрывалась тема взаимоотношений России и Европы. 
На Венецианском кинофестивале "Франкофония" отмечена Призом Фонда имени Миммо Ротеллы. В мотивации награды сказано так: "Малевич, Ротелла и Сокуров принадлежат к истинным новаторам в искусстве". 
"Франкофония" это размышление об искусстве во взаимодействии с разными народами на фоне войны. 
В фильме ставится вопрос: Лувр - дороже ли этот музей всей Франции? Для директора Лувра Жака Жожара и нациского военного графа Меттерниха ответ: Да.
    

Нужно отметить, что все документальные фильмы демонстрировались при полных залах, потому что посмотреть достойное документальное кино практически негде: кинотеатральные показы отсутствуют, а ТВ каналы или пренебрегают этим видом кинематографа или ставят в самое неудобное время сетки вещания. Получается, только и есть возможность, что во время кинофестиваля.        

                    
                      Благодарю за дружбу и поддержку блога 



© 2016, "Особые Прогулки..." Все права защищены  

Комментариев нет :

Отправить комментарий