воскресенье, 11 октября 2015 г.

"Аэропорт" Сергея Лойко - презентация в Одессе

Пресс-брифинг Сергей Лойко, автор книги Аэропорт, начал так: 

- Роман Аэропорт - все герои вымышленные. Основан на реальных фактах. Когда я был в Аэропорту, я там был всего четыре дня, я написал после этого несколько статей в Los Angeles Times. Много фотографий опубликовал, получил какие-то выдающиеся премии, но я понял, что моя журналистская деятельность ограничивает меня в творчестве. Очень многое осталось недосказанным, чем я хотел бы поделиться. Я решил написать свой первый роман. Девять месяцев я его обдумывал, но из-за лени, из-за страха, потому что страшно садиться за чистый лист бумаги, я каждый день проживал как день своего персонажа, разговаривая его голосом. Слушал записи. У меня 43 часа интервью с военными, с киборгами, с ополченцами с той стороны. 

hover_share

Некоторые эпизоды вошли в книгу целыми страницами, я ничего не придумывал, а переписывал то, что мне рассказали. Я старался сохранить аутентичную речь. Я надеюсь, что все персонажи звучат по-своему и имеют лицо.
В основу романа легли пять последних дней защиты Аэропорта. Краснокаменский аэропорт - вымышленный. О чём идёт речь, вы все прекрасно знаете.  
Если просто писать про Аэропорт, это не было моим планом, поэтому я разбавил эту книгу такими flash-back'ами, которые через главу чередуются. В которых повествуется о всей истории украинской революции и войны, войны России с Украиной. 
Мне нужен был сквозной персонаж, который склеил бы своей кровью, своим глазом, образом мышления все эти эпизоды. Я придумал образ фотографа, непонятно, то ли американского, то ли русского. Это вымышленный персонаж. Я хотел и написал его таким разным человеком, не героем, а вот именно человеком, который совершает кучу ошибок и действительно преступлений, чтобы каждый из вас мог задать вопрос: а как бы я поступил на его месте? Потому что задавать вопрос, а как бы я поступил на месте киборга? - очень трудно, пока вы там не оказались.
Каждая глава о киборгах основана на реальных фактах и не только о киборгах, но и о войне вообще. И войну я старался написать настолько документально, насколько это возможно.
Как получилось - вам судить. Сегодня на презентации мы читаем две главы: Алексей Горбунов вызвался начитать роман для аудиокниги. Я это всячески приветствую. Такой голос я себе и представлял.
Этот роман о войне и мире. Это роман о людях. Почему они жертвуют жизнью. Это роман об украинских легендах, которые живут рядом с вами или уже не живут. Аэропорт - это ваше Косово поле украинское. Это то место, где злой, коварный враг поломал свои зубы и понял, что двигаться дальше будет сопряжено с невосполнимым неприемлемым ущербом.
В романе есть целый диалог:
- Зачем вы защищали Аэропорт? Кому это было нужно?    
- Мы защищали воздух. Свой воздух свободы, пахнущий горелыми шинами на улице Грушевского. Аэропорт - это тот же самый Майдан, только на войне.
После увиденного у меня было столько впечатлений, что этот роман просто рвался у меня из груди. Если бы я просто написал хронику, я бы просто переписал свои статьи. В хронике есть свой стиль. Там я не могу допустить эмоций. Я много чего не могу из того, чтобы я хотел. Мне всю жизнь хотелось делать то, что нельзя. 
Это не украино-российская война. Это война России против Украины. Сегодняшней России, которая больна бешенством "ватки" и Украины, которая пытается вырваться в какую-то умозрительную европейскую цивилизацию.
Никакой гражданской войны там нет. Я даже не буду объяснять. Это агрессия чистой воды. Подлая, коварная, кровавая. На ровном месте.
В романе много образов русских солдат. Вы увидите, как я к ним отношусь. Там есть страшные украинские персонажи, которые совершают военные преступления. Это не война русского народа с украинским. Потому что в Аэропорту большинство солдат говорили на русском языке. Оперативный язык был русским. Это война. Против русского и украинского народов. А те, кто выполняют государственные приказы, они просто орки. Их цель поссорить народы. Есть крайние персонажи в России и в Украине, которые требуют резни, полного забвения, бойкота. Москали, кацапы, хохлы... И это именно то, чего Путин добивается. Аэропорт стал вашим Косово. Там было одержано тактическое поражение и была одержана значительная стратегическая победа.
У вас не было армии. В том смысле, в каком она должна существовать. Защитить свою страну было некому. Это показали события в Крыму. Это показали начальные события на Юго-Востоке. Тогда все эти люди, большинство из которых принимали участие в Майдане, они поняли, что должны защищать либо с оружием в руках, либо как волонтёры. У вас поднялся народ. в Аэропорту были самые лучшие представители вашего народа. Они все были добровольцы.
Алексей Горбунов на радио читает главы из романа. Скоро выйдет диск, он практически записан. Будет сначала промо-диск, в котором девять отрывков и девять песен. Алексей читает все отрывки, поёт. Я читаю вступление и исполняю песни. Потом мы планируем выпустить двойной, более полный альбом.

hover_share

Чем больше будут нападать на меня, тем более популярной будет книга. Сейчас два издательства борются за право издания Аэропорта. Там будут вырезаны какие-то куски, которые недопустимы в России. Это только подогреет интерес к книге. Я не сравниваю себя с Булгаковым, но когда мы читали его в журнале Москва, все потом делились друг с другом что вырезано и как это найти и это было самое главное. А потом вышла толстенная книжка, которая продавалась в валютных магазинах, в которой жирным шрифтом было выделено то, что было вырезано в журнале. Все наслаждались. Я думаю, что такая же история ожидает Аэропорт. Но я себя не сравниваю с Булгаковым.
Более того, я вам скажу такую вещь. Я пытался сделать язык военных как можно более аутентичным. Там я столкнулся с проблемой, я не могу обойтись без мата. Ну поэтому я так лениво вставил все матерные слова, где они присутствуют. Лексические связки без которых всё рассыпается и нет ничего. А потом я во второй или третий раз перечитал Виктора Платоновича Некрасова и Гроссмана и увидел, чем отличается талантливый писатель от наглого писателя, не такого талантливого, даже может быть, бесталанного. Мне нужен был мат, чтобы показать эмоции, а им не нужен.Они смогли это сделать талантливо без мата. И мне очень стыдно. 

Сергей Лойко представлял Киборгов, защищавших Аэропорт: 

hover_share

Максим "Зорян" Музыка потряс меня тем, что в перерывах между боями играл на своей японской флейте, а потом просто убил меня, когда прочитал мне монолог самурая, который полностью вошёл в книгу.         
Геннадий "Термит" Влачига - один из самых старослужащих, хотя и молодой, солдат в Аэропорту. Все к нему подходили за советом. Он был таким отцом-солдатом.
Алексей Матлак известен не только своей статью, но и тем, что у него очень специфический позывной. Если бы враги знали этот позывной, они бы просто убежали оттуда, зря он им не рассказал. Алексей потряс меня своими руками. Сначала мне показалось, что руки в чёрных просушенных перчатках, оказалось, это у него была такая кожа - вся чёрная, от порохового дыма и пыли.
Сергей "Серго" Быстров - был тяжело ранен до Аэропорта. Нога у него просто висела на кусочке кости и сухожилии, но он дополз до своих, попал в госпиталь и запретил ампутировать ногу. Он боролся за эту ногу и победил болезнь, почти не хромает и снова воюет.
Андрей "Яфет" Федосов - в романе все трогательные рассказы о животных рассказал Андрей. 
Зиновий "Зенек" Лобчук - до последнего дня, до последней секунды был в Аэропорту. Он вышел оттуда с легендарным разведчиком Рахманом, который является консультантом этой книги и сейчас находится в плену.
Зиновий и Рахман неразлучные друзья и только один раз за всё время Зиновий заволновался и сказал:
- Ну что, Рахман, это пи@дец?
- Нам будет пи@дец, когда я тебе скажу.
Александр "Ашер" Черкасский - приехал из Крыма. Бежал от агрессии со своей женой и тремя детьми и осел в Днепропетровске. Пойдя на войну сказал: Я не хочу, чтобы Днепропетровск превратился в Бабий Яр. 
Владимир "Сёма" Синишкин - находился в подстреленном дымящемся БТРе, который выводили с поля боя. Защитник Аэропорта. 

hover_share

hover_share

hover_share

Особая благодарность Алексею Горбунову, то, что он делал было важнее и дороже 100 танков: ездил на фронт волонтёром, помогал солдатам и эту книгу он хочет озвучить, потому что он хочет увековечить подвиг этих ребят.

hover_share

hover_share


      

2 комментария :