воскресенье, 3 февраля 2013 г.

Виктория Королёва о быте и работе в Саудовской Аравии ©

Моя университетская подруга Вика, натуральная платиновая блондинка с голубыми глазами, на данном этапе своей жизни живёт в Саудовской Аравии.После этой фразы воображение начинает рисовать картины с участием закрепощённой женщины Востока и прочие паранджи с хиджабами.
Чтобы развеять или упрочить некоторые стереотипы я обратилась к Вике с просьбой ответить на мои вопросы:
Вика, как ты очутилась в этой стране?   
Сказать, что я годами мечтала об этой поездке - я не могу. Мужу предложили работу и моей первой реакцией было - я не сумасшедшая, чтобы туда ехать.)) Но потом симпатичные цифры в предложенной мужу зарплате и любопытство по-поводу этой страны одержали верх.
Наверное, я до конца вообще не представляла, что мы делаем, до того момента, как сошла с трапа самолёта 30 декабря 2010 года в аэропорту города Jeddah.
Сразу почувствовала разницу: улетела из зимней Одессы (- 10 градусов мороза), а прилетела в душную и пыльную Jeddah.Кстати, у нас сейчас тоже зима. Похолодало. Вечерами +22/24. Мои сотрудники в офисе ходят в свитерах!Мёрзнут. И это не шутка.))
Какими были первые впечатления и что было сложней всего?
Так как я не видела своего мужа более 2х месяцев, то первые впечатления были радостные.)) Но контрасты бросались в глаза с разу в аэропорту: мужчины в белых тобах (thobes - длинное прямого покроя одеяние) и женщины в чёрных абаях (длинное, обычно бесформенное одеяние), многие полностью с покрытой головой и лицом.

 hover_share
 
 hover_share 

Я прилетела ночью, так что на город взглянула усталым взглядом из окна автомобиля. Аябы у меня не было и ехала я в ярком малиновом обтягивающем свитерке и джинсах. О боже, как на меня посмотрел охранник на выезде из аэропорта, я этого никогда не забуду...
А утро началось со знакомства с компаундом и нашими соседями.Вообще, жизнь в компаунде имеет свои  + и  -. И тяжело сказать, чего же, всё таки, больше... Люди больше открыты к общению - все с тобой заговаривают, спрашивают как и что, кто-то может просто так что-нибудь принести ( поесть, попить и тд.) Правда, гораздо позже понимаешь, что в 90% это всё фальшивое и люди поддерживают так называемый дружеский фон, так как все ограничены пространством компаунда и альтернативы нет...       
О сложностях: Первое - носить абаю!!! Представьте себе чёрный мешок, обычно из синтетической ткани,который ты носишь в 40-45градусный дневной зной.

hover_share

 Это я гораздо позже узнала, что абаи абаям рознь и что можно и шёлковые приобрести и не обязательно чёрные... Для меня сначала разницы в фасоне не было никакой. Но потом я узнала, что встречают тебя по "абае, солнечным очкам и сумке" - эти три вещи должны быть дорогими.
Я думала в начале, что никогда не потрачу на "этот чёрный халат" больше, чем минимум цены: на рынке самую простую абаю можно приобрести за 100 риалов и меньше (эквивалент 25$). Но вот, по истечении двух лет, моя обновка стоит 550 риалов (145$), и, это не предел: дизайнерская абая будет стоить порядка 1500-2000 риалов (400 -500 $).

hover_share

hover_share

 
Следующим откровением стала правда о которой я читала в Интернете ещё до поездки и никак не могла в это поверить:здесь нет тротуаров!!! Т.е. ходить пешком здесь НЕ принято! Люди передвигаются на машинах всегда и везде. На нас с мужем, когда мы вышагивали по пыльным улицам, смотрели не просто с изумлением, и каждое проезжавшее мимо такси останавливалось в надежде, что мы передумаем и как все "нормальные" люди будем передвигаться не на своих двоих, а на их четырёх.

hover_share

Ну и грязь и запах, конечно... Мусор везде и уличные коты - тысячи...тут вот я поняла, насколько наши, одесские, даже бездомные, коты, ухоженные...
Ну и третьим откровением стало отсутствие адресов, т.е., вроде бы как и улицы есть, и номера домов, но никто этим не пользуется. И если тебе надо куда-то добраться - это реальная проблема найти месторасположение! Ну, а езда на автомобиле - это отдельная история.)) Женщинам здесь запрещено управлять транспортными средствами, поэтому многие ездят с родственниками мужского пола от 12 лет! Можете представить 12летнего мальчишку за рулём настоящего автомобиля!На дорогах нет светофоров (хотя вру, есть 5 или 6 на весь город), правил нет, водители в большинстве случаев crasy и езда без правил, по-моему, им доставляет удовольствие.)))
Как скоро ты пошла на работу и как это было? на что похож рабочий день, есть ли перекуры, разговоры за чашечкой кофе? 
На работу я вышла в конце октября 2011 года (т.е. почти через год после приезда). Ещё несколько лет назад женщинам здесь было запрещено работать вообще. Местное женское активное население в основном занималось доморощенным бизнесом - дизайн одежды, выпечка, изготовление украшений. Но в последнее время эмансипация набирает обороты - женщинам разрешили голосовать, в магазинах косметики и женского белья теперь работают только женщины! Это большой прогресс,т.к. до этого я бельё здесь не покупала по причине повышенного интереса к моим бельевым предпочтениям со стороны продавцов мужского пола.))
Всё больше и больше женщин занимают должности менеджеров.Работу я нашла через FaceBook.Журнал "Destination Jeddah" я полюбила с первого дня своего пребывания в этой стране и с нетерпением ждала каждого свежего номера...
Страничку DJ добавила в FaceBook и мониторила регулярно, и однажды увидела, как кто-то написал, есть ли у них вакансии и получил приглашение прислать резюме. Я тоже написала, а можно ли мне.)) Я была несказанно удивлена и обрадована, когда меня пригласили на интервью, и ещё больше, когда меня приняли на работу. Работаю я в отделе маркетинга и опыта работы у меня до этого времени не было (только теоретические знания после второго высшего образования). Начинать было тяжело. Но коллектив очень дружный и меня никто не прессинговал, а наоборот, все помогали и поддерживали. Это вообще семейный бизнес и большинство сотрудников находятся в родственных или дружеских отношениях. Почти каждый день я отвожу дочку в садик и приезжаю в офис в 8.30 утра. Мой рабочий день заканчивается в 5 вечера. В 12.30 я уезжаю забирать дочку из сада, привожу её домой и снова еду на работу. Утро начинается с чашки кофе и просмотра новостей, FaceBook и так далее (официально мой рабочий день начинается в 9.20). Раз в месяц у нас общее собрание - обсуждение контекста предстоящего выпуска, обычно проходит очень шумно, творчески. Интересно, что часто беседа перетекает с английского на арабский, но по мимике, жестам и словам, что я уже знаю, почти угадываю, о чём идёт речь.)) Очень приятно, что и мои идеи нашли своё отражение в журнале.  
Почти все сотрудники журнала курящие, так что на перекур выходят часто и большими компаниями, так как я почти не курю (только при экстрастрессе), то и не принимаю, обычно, участия в перекурах. Но, в принципе, как и везде, девушки за сигареткой обсуждают последние сплетни, покупки, планы. 
Каждый день в обеденное время заказываем еду из какого-нибудь ресторана,Потом все собираются за круглым большим столом и разделяют трапезу. Я нахожусь в вечно продолжительной фазе похудения, часто беру кефирчик/салатики из дома и тихо "топчу", просматривая и-нет новости за своим рабочим местом.

hover_share
 
Часто мне приходится ездить на встречи, иногда на званые обеды, конференции.Интересно, что меня уже начинают узнавать в медиа и бизнес кругах. Вообще, в работе есть очень много нюансов, коренным образом отличных от наших стандартов... А, вот ещё, в течение дня почти все попеременно молятся и делают это прямо рядом с рабочим местом.Несколько раз на телефон нашего отдела поступали звонки, адресованные другим сотрудникам, я брала трубку, а требуемый человек молится... Ну, я и говорю в трубку: "Извините, она не может сейчас подойти к телефону. Она молится". И на другом конце никакого удивления. У нас бы так...  
Как ты добираешься на работу и что в это время делает твоя дочь? 
Транспорт и услуги няни - два вопиющих больных вопроса.Найти хорошую няню тяжело, как и везде.Здесь, в основном, работают женщины из Филлипин,Индонезии,Африки... Хорошо, что в месячную зарплату входит всё - уход за домом (полный), уход за ребёнком, по желанию приготовление еды ( и это за 500-600 $ в месяц). А вот транспорт дорог и проблематичен.Общественного транспорта НЕТ, или, вернее, есть ( в Одессе бы сказали "дореволюционный") автобусик, но только для мужчин... Поэтому водители гордые и вечно с ними возникают проблемы.Такси на улицах много, даже очень много, но останавливать на улице дамочкам, а особенно блондинкам не рекомендуют.Бывали всякие неприятные истории, да и можно попасть на совершенно не говорящего и не понимающего по-английски водителя, или не знающего города, или такую грязную и вонючую машину, что через минуту, если не открыть окно, можно вывернуться наизнанку.Поэтому многие имеют 1-2 постоянных водителей (такси или частных), которым платишь понедельно и утверждаешь маршрут и время заранее. Так и я езжу по своему круговому маршруту - компаунд, школа, работа. А оставляю дочку дома с няней (получается с часа дня до 8 вечера). В компаунде что хорошо, что, в принципе, всё на виду и если что не так, то, скорее всего, добрые люди доложат-заложат.))      

В Одессе ты занималась фламенко, в Киеве играла в народном театре. Что в Саудовской Аравии?  
Да, в Одессе Фламенко было страстью моей жизни, В Киеве - любительский театр "The Kiev Players". А вот здесь в этом секторе образовалась ниша. Не то чтобы здесь совсем нечем занятся - можно ходить в тренажёрный зал, бассейн есть неподалёку, можно найти классы йоги и даже латиноамериканских танцев(если поискать хорошенько). Но главная проблема - это транспорт и время потраченное на дорогу. После 5 вечера траффик такой, как в Одессе пред Новым Годом. И это каждый день. Часто происходит так, что расстояние, которое можно преодолеть за 10 минут едешь все 40! В компаунде ничего мне по моим интересам не приглянулось, да и большинство занятий проходят днём или утром, т.к. 80% проживающих здесь женщин не работают и им нужно как-то занять свой день до прихода мужей с работы.
А ездить куда-то это долго и очень дорого. В общем-то, любые развлечения здесь вылетают в ооогромную копеечку, т.к. нет большой конкуренции, а спрос ох как велик... Меня здесь "склоняли" к занятиям Фламенко самой - набрать группу и учить и учиться вместе. Но я не рискнула, тк образовался перерыв после посещения мной занятий и я потеряла сноровку и драйв. Думаю, что когда вернусь домой, буду восполнять пробелы с лихвой. Ну, а если окажусь в ряду безработных и скучающих женщин, тогда и начну чем-то заниматься. У меня собрана целая коробка идей для hand craft, большинство из них для занятий с дочкой... но, пока, коробочка так и лежит, а идеи остаются не реализованными.

Любопытно узнать о местной еде и развлечениях.
Для местного населения еда и является самым большим развлечением.))) Т.е. посещение кафе,ресторанов и хождение по shopping malls. При отсутствии тротуаров как таковых, shopping malls - единственное место, где можно беспрепятственно и без риска для жизни передвигаться - себя показать и на других посмотреть.)))
Shopping Malls здесь огромные и шопиться очень приятно,т.к. два раза в год проводят shopping festivals со скидками до 80%!))) 
Ресторанов здесь очень много, почти все мировые имена представлены здесь - от fast food до fuison. Поесть здесь любят и т.к. семьи очень большие и "выходить в ресторанный свет" - это часть культуры - всё новые и новые заведения растут как грибы после дождя. Еда качественная, даже если это просто местная "забегаловка". Очень популярны суши, китайская, ливанская кухни и американский fast food. No.1здесь местный fast food "Al Baik" (www.albaik.com). Что они добавляют в жареную курицу, что раз попробовав, тянет ещё и ещё. Это единственное место вокруг которого собирается очередь ожидающих своего заказа.Наш журнал, кстати, очень известен своими ресторанными критиками....
При всём этом идёт всеобщая борьба с излишним весом - люди кушают много, а двигаются мало... Здоровая пища и здоровый образ жизни становятся всё более популярными. Можно найти супермаркеты с органическими продуктами, органическую пиццу, диет-центры и так далее. О еде можно говорить бесконечно. Интересно было посетить местный огромный fish market, каких только видов, размеров и цветов рыбу я не увидела, и живых лобстеров, и креветок "по локоть". И все почти даром...По креветкам буду скучать, это точно.

hover_share

 А также арабские сладости: очень сладко и очень вкусно. Вообще самым пиком гастрономических шедевров является праздник Eid. После месячного поста (пост здесь не как у нас, а от рассвета и до заката нельзя есть ничего, даже капли воды в рот нельзя брать, потом следует обильный ужин и ранний завтрак - до рассвета и первой молитвы). Ну а когда Eid, особенно первый завтрак - в ресторане столик заказывают за 2-3 месяца и всё везде занято - люди празднуют и кушают! В каждом ресторане и кафе есть секции для отдельных посетителей и для семей, так что о романтическом ужине и не мечтайте. Любой паре дорога строго в семейную секцию, а там всегда людно и полно детей... Секции для отдельных посетителей только для мужчин и там и интерьер, и обстановка посимпатичней...
Ещё одним развлечением являются морские процедуры. При всех жестких ограничениях культуры здесь огромное количество закрытых пляжей-клубов, где можно загорать в нормальных купальниках и 100% поддерживается европейский образ поведения. Большинство людей занимаются дайвингом и скуба-дайвингом. И здесь есть на что под водой посмотреть. Ну и как везде - твоя жизнь - это твоё окружение... чем больше у тебя друзей и знакомых, тем активнее твоя жизнь...многие "зажигают" каждые выходные, но в своих кругах... большинство делают свой алкоголь, так что не без этого.)) Все делятся рецептами, особенно, если результат впечатляет... но что сравнится с бутылкой хорошего сухого красного вина... но на безрыбье, как говорится...)))    
А на фото не рыбный базар, а ресторан, где ты выбираешь сам, что тебе будут готовить.

hover_share
  
Какие привычки выработались за годы проведённые в Саудовской Аравии?
Во-первых, это, конечно, shopping. Здесь в супермаркетах можно найти почти всё, правда, на импорт цены высокие, но при здешних зарплатах, это более чем позволительно... Многих "наших" продуктов здесь нет: творог - делаю сама, квашенная капуста - делаю сама, малосольные огурцы - делаю сама, т.к. местные ужасно уксусные, свинина - страдаю по салями и сосискам, индюшатина - можно найти в замороженном виде очень редко, шпроты, селёдка и чёрный бородинский хлеб.Зато манго круглый год, клубника из Египта, ну и все остальные фрукты и овощи в наличии, так что постный борщ я варю каждую неделю.)))
Во-вторых, это привычка к хорошему обслуживанию - работают в супермаркетах и магазинах, в основном, мужчины, и обслуживание очень уважительное - и тебе завернут, и поднесут, и спасибо/пожалуйста. И ещё в супермаркетах тебе дают столько целлофановых кульков (бесплатно),что уже даже не знаешь, как думать об этом с экологической стороны, но и к этому привыкаешь, и когда я два года назад была в Одессе, в одном из супермаркетов со мной случился казус - я стояла и ждала, когда мне упакуют мои покупки в бесплатные кульки.))) Ну и потом я послушала от молодой "леди" на кассе про мою нерасторопность и глупость.))
Ну и в-третьих, буду скучать по креативной работе и своему коллективу. И по тому, что в любое время года и суток можно пройти 50 метров и плюхнуться в бассейн. И даже не бояться, что оставила входную дверь открытой!))

hover_share

14 комментариев :

  1. Спасибо! Информативно и интересно.

    ОтветитьУдалить
  2. Все-таки Арабия - не для меня! Мало того, что жарко очень, так еще и правила в отношении к женщинам непростые... Даже зимним туристом пока туда не рискую выбираться.
    alservik

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, с удовольствием прочитала о Саудовской Аравии, очень интересно)))
    nattrety

    ОтветитьУдалить
  4. Оксана, спасибо!
    Это не первое интервью, которое я читаю в вашем блоге.
    Вы всегда находите интересных людей и интересные темы для интервью.
    sss

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо,Оксана,что Вы порекомендовали этот материал.Прочитала с огромным интересом.Понравились развернутые ответы на вопросы,но,мне кажется,что я бы с тревогой оставляла ребенка с няней из Филлипин,Индонезии или Африки.
    taniso

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Spasibo za kommentariy ) risk imet problemy s nyaney takoy zhe bolshoy zdes kak i v Ukraine.... u menya byl pechalny opyt v kieve, tak chto tut uzh kak proverish, kak pochuvstvuesh, nu i postoyanny kontrol konechno.... zhizn v kompaunde horosha tem, chto chasto vse na vidu i esli chto, to informatsiya do tebya obyazatelno doberetsya... + moey dochke uzhe 5 let i ona mozhet prokommentirovat to, chto proishodit v moe otsutstvie (po krayney mere ya tak nadeyus)))))) Viktoria

      Удалить
    2. Да, Вика, у нас с тобой есть опыт работы с нянями в Украине. И не всегда хороший.((
      Хотя, я всегда добрым словом вспоминаю няню Таню, дай ей Бог здоровья и удачи.
      Скучаешь за красным вином?
      Приедешь - найдём что-то приличное. если не из вина, так виски ещё никто не отменял.))

      Удалить
  6. Оксана и Вика!!!Огромное ВАМ спасибо за предоставленную жизненную информацию о С.А.!!!!!Вика очень скучаю!!! Пиши чаще!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. bylo by ne ploho uznat kto po mne tak skuchaet ))))))) vika

      Удалить
  7. Прочитала о самодельном алкоголе и сначала не поняла в чём фишка, потом дошло, что в С.А. питьё под запретом.
    Так раскройте же секрет, как производят? Самогонные аппараты дома держат?))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Производят натуральным методом путем перебраживания виноградного сока с винными дрожжами и сахаром. Процесс занимает от 6 недель ))) да, в С.А. алкоголь запрещен...

      Удалить
  8. Оксана, спасибо! Интервью чудное, я прочитала не отрываясь. Вспомнила свою работу в Ливане- очень все похоже: и доброжелательная атмосфера на работе и изумительная еда и морепродукты по ничтожным ценам. Правда в Ливане машину можно водить самой- страна христианская в основном и в накидке ходить не надо, да и алкоголя сколько хочешь, но арабский мир- он везде похож.Мне даже захотелось снова в Ливан слетать к друзьям (там много одесситок замужем за ливанцами и счастливы).А еще знаешь, что вспомнилось из ливанской картинки? Все мужчины идут на работу, что-то забывают дома и ... никто не возвращается домой, просто раздается крик :" Самира! ". Самира в халате выскакивает на балкон. Муж ей:"Я ключи от машины забыл!". Самира бежит в дом, а через секунду спускает на веревочке в корзиночке мужу ключи с балкона, чтоб он не перенапрягся. Мне это так напоминало и наши дворики, и итальянсике дворики...
    В любой стране есть свои прелести свои проблемы и здорово, когда люди об этом честно пишут. Виктории- миллион хороших воспоминаний об этом периоде жизни! Потому что, как было написано на кольце царя Соломона "И это тоже пройдет". И еще, если есть время и возможность- постарайтесь выучить арабский. Это замечательный древний язык и я,через годы, очень жалею, что говорю только на разговорном уровне- он очень развивает мозги, а девочке вашей это просто подарок в этом возрасте его выучить.
    С уважением,
    Наталья

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за отличный комментарий.
      Каждая страна, если ты живёшь в ней долго, дарит тебе частичку своей культуры.

      Удалить
  9. Восток - дело тонкое) Яркая картина жизни получилась. Спасибо!
    Natella_si

    ОтветитьУдалить