пятница, 18 марта 2011 г.

Соня Фраерман о Великом скульптурном салоне 2011

Шоб бы Вы поняли, кто будет вести речь, я попробую описать Соню: рост выше среднего, волосы шикарные и всегда в хаосе; платья облегающие, атласные, немного выше колена; на пальце кольцо-маркиза (ещё мамино); не любит возражений и обосновано аргументирует и разбирается в том, о чём говорит и пишет; в общении проста, но без панибратства. Итак, Соня на прошлой неделе огорошила своих близких:"Я уезжаю в Киев. Сегодня здесь.Завтра - там. Потом снова здесь". Впечатления, размышления и фото предоставленные Соней Фраерман для блога OksanaOd:
Cлухи о продвинутости и приобщенности столичного общества к современному искусству сильно преувеличены передачами по укр тв. Наконец добравшись до станции метро Арсенальная и подходя к каждому потенциально неопасному прохожему с вопросом: Вы не подскажете, где находится Мистецький арсенал? – потратила битых 10 минут. Потом догадалась позвонить другу-искусствоведу и с просьбой объяснить дорогу. Никто из опрошенных прохожих, молодых или старых, строгих или отвязанных, никто не знал – что такое Мистецький арсенал((, хотя я постоянно смотрю выставочные репортажи и новости Недели моды, снятые в Арсенале. Добрались, купили былеты(40 грн), заходим - предпоследний день и людей о-очень много.
Начало экспозиции, здесь расположились «классики, то есть дяденьки-скульптора-выкладачи укр вузов. Много работ сделано под покупателя, отполированные торсы, груди-жопы, изредка появляется что-то такое свежее, клоузура, сделанная под впечатлением, и не затертая до дыр. Таких работ мало, если и есть, то это «малая пластика, то есть набросочная, не доведенная до серьезного уровня. Закрытый темный зал и там веселенькая композиция из «солнечного города» флуоресцентных человечков. Забавно. Есть авторы, которые начали еще в 60-е, и к настоящему моменту набили руку на небольших этюдах обнаженных, симпатично, НО, обхожу этюды сзади и вдруг понимаю, что формовали один этюд, потом изменяли конечности, прическу – вот и вышло сразу 20, видимо «напродажу»)))
Изредка, изредко, попадаются интересные абстракции, собственно говоря искать такие работы я и приехала, потратив 14 часов на дорогу «туда-обратно»/деньги/силы/драгоценноевремя, ну встречаются они, одна на 200 уродливых, гротескных животных(Пинчук) или костлявых торсов с торчащими грудьми в стиле Дали.
Эх, проехали, потому что дальше… дальше самое интересное, на что прикормили посетителей – Дега. Заходим, охрана, замечания(не так держим рюкзаки). Настал момент истины – теперь понятно Ху из Ху! Потому что если до этого, укр скульптура вызывала сомнения, и вопрос: а может я придираюсь, может и ничего? Отпадают такие вопросы. Потому что то и в самом деле то было «ничего», а это скульптура. Пишут, что Дега стал лепить, когда стал слепнуть. Завяжите мне глаза!
Этюды полны жизни. И хотя он и лепил только танцовщиц и девиц воздушного поведения, никакого ощущения чего-то гадкого, как в первой экспозиции, нет. Знаменитая девочка только мне не понравилась, какой-то мягко говоря странный отливок, бант дурацкий и пачка… впечатление от девочки в Бабуре совсем было другое. Не могу точно сказать – что же не так, но чувствую есть подвох.
Ок. Зал, который направо от входа. Новая волна. Авторы значительно моложе. Есть интересные работы. Забыла сказать: в каждом пролете сидит сам автор, можно с ним поговорить… но что-то не хотелось до сих пор. В этом зале болтаются, сидят и даже спят на деревянной скамье молодые всклокоченные, примерно 30-ти лет. И работы интересные, более чувственные, менее выхолощенные, и заполняют они пространство побольше. В углу трогательная экспозиция скульптуры из крашенного дерева, что само по себе, большая редкость. Скульптор Пирогов, его герои - рыбачок, девочка с птичками, игроки, провинциалы. Одно слово - лирик! Сам тут, такой же неприкаянный, трогательный, неуклюжий, худой. Респект ему!
Десертный зал: экспозиция современного искусства – инсталляции. Мы туда, а нас заворачивают. Толстый старый охранник надменно: вы куда?(не «зал закрыт», а «выкуда?»). Эх. Там корпоратив. Для прессы, организаторов, и покупателей. Столы и кресла в белых чехлах, цветы, напитки. Ирония судьбы, я только что с выставки, на которой мы организаторы, и все мне там рады, а здесь я чужая «студентка» на празднике жизни. Пьфу на вас. Если говорить серьезно, наверное хорошее это дело: приходят богатые люди, покупают скульптуру, значит это кому-нибудь нужно. Студенты ходят со своими преподами, им интересно, они еще никак не умеют. Авторам опять же приятно, когда еще они посидят на фоне своих работ в таком большом выставочном зале, получат потом каталог, который кстати стоит, что-то за 2 тыщи. ТВ снимает сюжеты. Деньги моются, налоги не вылетают в трубу. Место красивое, величественное даже, отлично подходит для «Торговли мордой». Знакомых лиц из светской хроники завались, а ведь прошло уже почти 3 недели. Завтра последний день. Есть впечатление какой-то …недосказанности что ли? Если бы в выставке смогли принять участие больше молодых авторов и зарубежных, было бы еще интереснее. Фото сюжет о последних залах, можно поискать в инете. Сама видела.

6 комментариев :

  1. Спасибо Соне и тебе, Оксана; чУдный репортаж!..
    vita :)

    ОтветитьУдалить
  2. Соня это класс!!! А выставки такого плана всегда похожи друг на друга:))) И у нас в Манеже примерно все так смотрится:))) Исключая Дега конечно:))) Даже на конкурсах на памятник кому-нибудь, бывают такие работы, что кажется сам бы лучше сделал:)))
    Андрей.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я - Гарнюня!
    Не прибавить - не отнять)
    Поздравляем всех с днем Святого Патрика.
    А автор и соавтор, сегодня отправляются в Паб ***** отметить это приятное, во всех отношениях событие!
    Встретимся там!

    ОтветитьУдалить
  4. Живенько, молодежненько, информативненько... Типа- "обзорная экскурсия по Эрмитажу, обед,шоппинг...";-) AZ

    ОтветитьУдалить
  5. Очень хороший отчет, написанный живым и свободным стилем. Хорошо, что уще остались люди, способные съездить в другой город на выставку. По хорошему завидую

    ОтветитьУдалить
  6. спасибо за очень интересную экскурсию!!

    ОтветитьУдалить