суббота, 4 декабря 2010 г.

Дома Одессы. Ч.6 Здесь снимали "Ликвидацию"

Как одна буква может завести поиск в другое направление... Ходила я как-то по домам(написала и подумала - звучит странно). Так вот, в одной из парадных нашла чугунную лестницу:


Заинтересовалась. Но когда начала поиски информации, фото не пересматривала, а фамилию запомнила с буквой И. Вот эта "И" завела меня совсем в другое, но не безрезультатное направление. Читая одну из тем на одесском форуме я увидела фото двора дома мимо которого я ходила 6 лет два раза в неделю.
hover_share

hover_share

Вот как раз этот вход и попал в один из эпизодов "Ликвидации". На форуме я получила справку от OdGen, что "владельцем этого по Спиридоновской, 8, и других одесских домов и дач был богатый еврейский коммерсант Ушер Мошкович Сигал, владелец завода по производству кирпича (Балтская дорога, 37), занимавшийся также посудной и ламповой торговлей."

Копнув глубже я обнаружила выложенную в интернете научную работу О. В. ШКОЛЬНА докторант Львівської національної академії мистецтв, кандидат мистецтвознавства "ВИРОБИ САНТЕХНІЧНОГО ФАРФОРУ-ФАЯНСУ УКРАЇНИ ХІХ — ПОЧАТКУ ХХ ст. У СВІТЛІ ІСТОРІЇ РОЗВИТКУ ДИЗАЙНУ ГІГІЄНІЧНОЇ КЕРАМІКИ ТА ЇЇ ТИПОЛОГІЇ", где прочла следующее:

"По данным справочника 1909 г.«Фабрично-заводские предприятия Российской империи», под № 307Б содержалась объявление, в котором фигурировала фамилия В. Сигала. В закладки завода в Славуте, он входил в состав правления, вместе с известными промышленниками А. Гуревичем и Э. Винером, Акционерного Общества фабрики металлических изделий «Вавер», основанной в 1900 году. Местонахождение предприятия - с. Качи-Дул, почтовая станция Вавер Варшавского уезда; склад готовых изделий располагался по ул. Трембицький, 10 в Варшаве. Основной капитал этого предприятия, специализировавшегося на выпуске «железных кроватей всякого рода» насчитывал 200 000 руб., штат состоял из 120-150 сотрудников. Предприятие было оснащено паровым двигателем в 55 лошадиных сил. Очевидно, закупка компонентов для изготовления продукции связывал 
В. Сигала с Славутским чугунолитейный завод князей Сангушко, потомков Острожских. По второй объявлением под № 1385В, с которой всего была связана судьба В. Сигала на 1909 г., рекламировался стекольный завод «Рыжая опалин» с основным капиталом в 150.000 руб ., находившийся на одноименной почтовой станции Холмского повиту4. Однако владелец имел здесь наемного директора Д. Язловського, а почтовый адрес правления находилась в Одессе - на ул. Успенской, 50. Огромная фабрика была оборудованная тремя паровыми машинами в 94 лошадиные силы, количество наемников равнялась 500. Среди изделий предприятия с годовым производством на 300 000 руб.: стеклянный домашняя посуда, приборы для освещения, аптекарский и химический стеклянную посуду. Завод был заложен в 1864 году. Ушер Мойшевич Сигал, внук мещанина из Летичева (ныне Хмельницкой области) еврейского происхождения Моти Сигала, выходец из немецкого Дармштадт, владелец посудного и кирпичного заводов в Одессе, каменоломен и курорта «Аркадия», дачи между Малым и Средним фонтанами, за Ботаническим садом на берегу моря, больших склепов посуды в зоне Порто-Франко, был купцом первой гильдии и меценатом: его средства построены больницу города Гайсина, ныне Винницкой обл. (в Гайсине и Немирове проживала часть семьи Сигал, другие члены семьи оставались в Дармштадте). Имея академическую высшее образование и навыки технолога после окончания Дармштадский Политехники, Ушер Мойшевич внедрял технологии стекольной и кера мической майолики, секретами которой владел, на многочисленных производствах: от Гусь-Хрустального (ныне Владимирская обл., Россия) и стеклянно-хрустального завода «Руда-опалин» (Варшава, Польша) в Славутского фаянсового завода (ныне Хмельницкой обл.) ."
Вот такому энергичному и талантливому человеку принадлежал этот дом.  

hover_share hover_share

А что же и кто же СЕгал? Чья фамилия красуется на ступеньках одного из домов на Пастера? Пока загадка... пока....

Дома Одессы. Ч.10 Здесь снимали "Ликвидацию"2.0 

Сайт "Архитектура Одессы" детальные фото дома по Спиридоновской, 8 (нажимайте здесь

10 комментариев :

  1. Очередное спасибо за экскурс, отличные фото - как всегда. И "Ликвидацию" люблю, хотя прекрасная тетенька-экскурсовод нам говорила, что одесситам она, как раз, не понравилась. Это так? Хотелось бы мнение одесситов узнать :)
    Виктория

    ОтветитьУдалить
  2. "...я вам не скажу за всю Одессу", но: я не знаю таких одесситов, которым этот фильм не понравился. Есть такой ход кокетничания - всем нра, а мне не... вот, я думаю это из этой оперы... со времён "Место Встречи" - я не помню, чтобы так пустели улицы во время показа. На финальную серию я сделала торжественный ужин. На Новый Год все знакомые попросили, чтобы я им подарила эти DVD в подарок. что ещё? А... там столько красавчиков играет...))))

    ОтветитьУдалить
  3. По украински сложно читать, а более того - понимать))
    Но, дом очень красивый.
    На днях как раз скачал Ликвидацию, давно хотелось посмотреть от начала до конца.
    =)
    Вадим_П. из СПб.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. сделала перевод текста на русский.наконец-то учла, что мой блог читают в разных странах.сколько раз давала себе слово, что буду писать хотя бы summary на английском, так как очень много просмотров из США и Британии.

      Удалить
  4. что до "Ликвидации", то это ЛУЧШИЙ из фильмов про Одессу того периода и что самое интересное великий(без шуток), для меня, артист В.Машков- самый правдоподобный "одессит" во всем кинематографе! Но сюжет фильма лучше забыть, сразу после просмотра, как абсолютно высосанный из ...пальца! AZ

    ОтветитьУдалить
  5. Оксана,это мой дом!!!
    Мои бабушка и дедушка жили за углом,на Островидова.
    Мимо этого дома я ходила все детство и мечтала,как здорово бы здесь было жить...
    Be careful what you wish for...
    Мечта осуществилась.Я прожила в этом доме несколько лет,пока все-таки не решила,что отдельная и с
    горячей водой все-таки лучше,пусть и на Таирова.
    Если помнишь,я писала про соседа,который выпал из окна и про пропавший матрас,так вот это было именно здесь.
    Marina

    ОтветитьУдалить
  6. Марина, конечно помню, кто же ТАКИЕ рассказы забывает.))
    http://oksana13.blogspot.com/2009/12/12.html он в комментах к этому посту.

    ОтветитьУдалить
  7. Очень интересует, где на Пастера располагается изделие Сегаллы. Взамен могу сообщить ещё один адрес, где на ступенях лестницы есть эта фамилия. Также я располагаю списком адресов предприятия Сегаллы.
    lingvik

    ОтветитьУдалить
  8. я в этом доме живу:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. классно.)) Было бы интересно узнать о квартирах - сохранились ли какие-то стары части декора, например.))

      Удалить