суббота, 5 декабря 2009 г.

Дом в котором я жила: Чайковского, 12 ©

В Одессе каждый дом - это часть истории города.Дом в котором жили мои бабушка и дедушка, мама, я проводила все праздники, выходные и каникулы, а потом жила много лет - увешан большим количеством мемориальных досок: Ушинский,Чехов, Чайковский. Уже понятно о каком доме идёт речь:переулок Чайковского,12. 
Только явно на фасаде не хватает ещё одной доски, коллективной: жильцам этого дома.)) Если начать от порога, то это знаменитая дворничка тётя Ксэня. Я ещё застала те времена, когда дворники убирали только один двор. Муж тёти Ксэни дядя Миша - я его конкретно боялась: высокий,серьёзный; мог остановить и спросить о поведении, у школьников об оценках. В пору молодости моих родителей ворота дома закрывались после 11 вечера на засов. Опоздавшие звонили в выведенный на улицу звонок. Поздно вечером вход в дом родной был платный - 50 копеек дяде Мише. Когда мама опаздывала мой папа платил 1 рубль!!! (он был шикарный китобой). 
Квартира наша была коммунальная 6-7 семей. Кухни не было и готовили в коридоре на примусах(кухня появилась позже, когда выехала одна семья). Потом это помещение было и моей отдельной кухней. 
Практически все соседи имели клички. Уж не знаю, кто их раздавал: "поц" и его жена "поца"; певчие оперного театра Анечка и Миша под общим названием "парня": на Чайковского всегда ( и при советах и после был обалденный напор воды и круглый год горячая вода), так Анечка с Мишаней в своём преклонном возрасте купались в душевой так, что коридор был весь в пару; женщина с длинным прозвищем "от грозы бежавшая": у неё где-то был роман, всё раскрылось и она бежала. Подозреваю, что и у бабушки с дедушкой были прозвища, но мне они неизвестны. 
Бабушка меня воспитывала очень строго. Со времён детства у меня отлично выверенный таймер внутри, тк любое опоздание или задержка поиграть в Палейке (Пале-Рояль) оканчивались бабушкиным выходом с верёвкой усеянной прищепками, коими я и получала. Дедушка в пору тотального дефицита перед каждым праздником делал обход магазинов на Дерибасовской - это называлось пойти по девочкам(имелись ввиду знакомые продавщицы). Приходил он и с конфетами, и колбасой, и шпротами. 
Очаровательной грозой нашей коммуны была баба Муля - ей на язык было лучше не попадаться. Именно её муж за каким-то делом пошел в дальний угол двора, зашел в подвал и пропал. Не было его 3 дня, а потом он появился грязный, голодный, в изодранной одежде. Оказывается он зашёл в катакомбы и заблудился: шёл, бежал, искал выход и вышел... в районе Австрийского пляжа (ну, если нет, то в районе одесского порта точно!!!). На своём примере он доказал, что таки да из гостиницы "Север" можно было по катакомбам выйти к порту. Он собственноручно заложил тот вход. У бабы Мули был сын Юрий Димов - знаменитый капитан ЧМП, его именем названо судно в России, думаю, есть до сих пор. Дядя Юра жил в нашей коммуне тоже...  
Позже, в середине 80-х в коммуне появилась Надя-крейсер (прозвище из-за необъятной "кормы", когда она вихляя ею шла по коридору, если там был кто-то ещё, он вжимался в стену). Надя была женщина склочная,черноротая и объектом своих нападок она выбрала меня. Но, я же выросла на коммунальной кухне - оборону я держала. Надя даже на меня в милицию заявляла: в один из дней приходят милиционеры, а я как раз выхожу из дому: - Гражданка М. дома? - Да, это я. Пауза и ребята начинают тихо оплывать. Они мне дали прочесть заявление в котором Надюша написала, что я била её (мой вес на тот момент был 48 кг, при Надиных больше 130). Я сказала: -Видимо я её чем-то прежде оглушила. 
- Ну, больше так не делайте. И они ушли.
Моя месть была изощрённой и холодной: Надя отдавала ключи от своей комнаты любовникам и те романтично проводили там время. Стою я как-то в коридоре, а входную дверь открывает незнакомый чел и прямо к Наде. Через несколько минут входная открывается снова и проникает женщина. Надина входная дверь из квартиры открывалась вовнутрь. Я заложила через ручку швабру и позвала Люду. Вдвоём мы вопили под дверью, что ща вызовем милицию, что проникли воры.Несчастные любовники бились в закрытую дверь. Когда они притихли, я вынула швабру и мы тихо спрятались за шкаф в коридоре. Вскоре любовники выскочили, как ошпаренные. 
Т.к изжить меня из коммуны не вышло, Надя обратила свой взор на соседку верхнего этажа Веру. Ну, тут весовые категории были равны. И мы из окон нашего бельэтажа наблюдали драку титанов, происходившую в Пале-Рояле, под окнами Оперного: мы все не любили Надю, но здесь "наша" против "чужой". Победила "наша". 
Как-то в коммуне прозвучал телефонный звонок: - Добрый вечер, а тётю Соню можно? - Можно. Софа Ефимовна, Вас! Софа подходит к телефону и вся коммуна слышит её недовольные крики и бросание трубки. И почти сразу же снова звонок. Другой жилец подходит к трубке и что же он слышит: - Только не бросайте трубку, мы звоним вам из Питера, мы здесь гуляем и смотрим концерт и Клара Новикова сказала, что в каждой одесской коммуне есть своя тётя Соня. Мы назвали по одной цифре и получился ваш номер. Вот та женщина,что только что так была недовольна, она правда тётя Соня? - Правда, правда. ))) 
Шли годы коммуна редела: кто-то получал отдельное жильё, кто-то умирал. В конце концов осталась только я и мои кумовья: у нас были отличные отношения, хорошая дружба и приличные квартиры с историей. Мы утверждали, что П.И. Чайковский проживал именно на моей половине, но не задумывались над тем, кто мог там жить, когда этот дом был превращён в тюрьму(на некоторый период). 
Мы всегда были в центре кинематографических событий Одессы (съёмки многих фильмов велись и у нас во дворе и в нашем районе), да и не только кинематографических. Пришло время и мы разъехались с моими дорогими кумовьями.Но дружим до сих пор.И каждый раз встречаясь обязательно вспоминаем что-то из прошлого.  

hover_share

4 комментария :

  1. "весь мир театр и люди в нем - актеры"(с)
    какая история! увлекательно! впечатляет! =))

    ОтветитьУдалить
  2. Я жила в доме на Горького 8.Красивый дом,его даже в Ликвидации снимали.У нас был сосед-алкоголик дядя Миша.И вот однажды он по пьяни выпал из окна3-го этажа.Мы всей коммуной побежали спасать дядю Мишу.Окно выходило в "Колодец",так чтопока мы туда добрались,прошло минут 20.скорая приехала,все ожидали увидеть окровавленное тело.Но дяди Миши там не оказалось...И тут соседка со 2-го этажа начала вопить,что какая-то сволочь у неематрас сп... .Оказывается,у нее под нашим окном на рельсе сушился матрас,Дядя Миша падая,его зацепил этот матрас и упал на него.Потом спокойненько встал и пошел бухать дальше,матрас прохватил с собой.Вернулся через 3 дня,ничего не помнил,как ему жена тапкм по морде не напоминала,так и не вспомнил.И что он сделал с матрасом,остается только догадываться.
    Марина.

    ОтветитьУдалить
  3. Оксана, замечательная история! Впору экранизировать эти коммунальные страсти!

    ОтветитьУдалить
  4. Ya prekrasno pomnu eti kvartiri, do menya ne doxodit kak mozhno bilo tak zhit. Nas troe i mi vopim iz za togo chto y nas odin tyalet...
    Vika.

    ОтветитьУдалить